МойСклад
Полезное
Школа торговли
Методы расчета себестоимости

Методы расчета себестоимости

22 Января 2016

Если вы всерьез решили заняться торговлей, то вам придется выбрать, какой метод расчета себестоимости использовать. На сегодняшний день существует три разрешенных законом метода оценки и расчета — по стоимости каждой единицы товара, по средней себестоимости и по методу FIFO (англ. «first in, first out»). Каждый из них будет давать разные показатели по прибыльности бизнеса, а значит, и по налоговому, и по управленческому учету. Такой, казалось бы, простой вопрос — по какой себестоимости списывать проданные товары, — может серьезно повлиять на то, как будет развиваться ваша торговля. В этом материале мы рассмотрим все представленные методы расчета себестоимости, оценим преимущества каждого, а также расскажем, когда какой лучше применять.

По себестоимости каждой единицы

Как понятно из названия, этот метод предполагает, что при расчетах учитывается стоимость каждого конкретного товара. Такую систему применяют при торговле уникальными и дорогими товарами, когда важна точность. Например, она подойдет тем, кто будет продавать автомобили, предметы искусства или ювелирные изделия. Логично, что когда товар штучный, и один не может свободно заменить другой, в учет при списании ТМЦ вносится именно та цена, по которой он был поставлен. Этот метод предполагает также, что всегда понятно, из какой конкретно поставки был проданный товар.

Метод средней себестоимости

Он используется чаще, чем предыдущий, и предполагает ежемесячный расчет себестоимости товаров по среднему арифметическому. При этом не имеет значения, из какой конкретно поставки «ушел» тот или иной товар. Данный метод списания ТМЦ подойдет для компаний, торгующих изделиями, для которых штучный учет не важен. Это могут быть, например, канцтовары, одежда, обувь, игрушки, косметика и любые другие товары широкого потребления. Особенно выгоден метод средней себестоимости для тех товаров, цена на которые постоянно меняется и в большую, и в меньшую сторону.

Этот метод наиболее прост для учета. Средняя стоимость товаров рассчитывается по такой формуле:

[средняя стоимость ТМЦ] = ([стоимость ТМЦ на начало месяца] + [стоимость ТМЦ, поступивших за месяц]) / ([количество ТМЦ на начало месяца] + [количество ТМЦ, поступивших за месяц])

А стоимость списанных за месяц товарно-материальных ценностей вычисляется так:

[стоимость списанных ТМЦ] = [средняя стоимость ТМЦ] X [количество ТМЦ, проданных за месяц]

Пример расчета по методу средней себестоимости

На начало месяца в магазине «Канцтовары» оставалось 370 шариковых ручек по закупочной цене 10 рублей. В течение месяца было поставлено еще 1000 ручек двумя партиями — 500 по 9 рублей 50 копеек и 500 по 9 рублей. Считаем среднюю стоимость.

Стоимость ТМЦ на начало месяца: 370 X 10 = 3700 (руб.)
Стоимость 1-й новой поставки ТМЦ: 500 X 9.5 = 4750 (руб.)
Стоимость 2-й новой поставки ТМЦ: 500 X 9 = 4500 (руб.)
Средняя стоимость ТМЦ: (3700 + 4750 + 4500) : (370 + 1000) = 9.45 (руб.)

По этой средней стоимости и будут считаться списанные товары и высчитываться прибыль. Например, если ручки продаются по 15 рублей, и за месяц было продано 1100 ручек, прибыль конкретно за эти ручки будет считаться так:

1100 X 15 – 1100 X 9.45 = 6105 (руб.)

Преимущества метода расчета по средней себестоимости — в стабильности цены продаваемых материалов и простоте. Однако с точки зрения налогового учета он не является оптимальным в том случае, когда, например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. Рассмотрим следующий вариант.

Метод ФИФО. Пример расчета

Это самый популярный метод расчета себестоимости. В нем используется принцип очереди. Предполагается, что первыми списываются товары, которые были поставлены раньше. Отсюда и название метода FIFO (англ. «first in, first out» — «первый пришел, первый ушел»). При этом, за исключением случаев, когда важен срок годности, не обязательно сначала отгружать товары из более ранней поставки — это используется в расчетах как допущение. То есть себестоимость товаров, которые продаются первыми, считается по цене остатков из самой «старой» поставки. Когда остатки количественно исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставки, затем — следующей, и так далее.

Пример расчета по методу ФИФО

Возьмем наш магазин «Канцтовары» с шариковыми ручками и точно такую же ситуацию, которая приведена выше. У нас есть 370 шариковых ручек по 10 рублей и поставка двумя партиями по 500 ручек – сначала за 9 рублей 50 копеек, потом за 9 рублей. Продано 1100 ручек по 15 рублей. Считаем прибыль.

Первыми уйдут 370 ручек по 10 рублей — это 3700 рублей. Далее уходят 500 ручек по 9.5 рублей — это еще 4750. Остается 230 ручек по 9 рублей, это 2070 рублей.

1100 X 15 – (3700 + 4750 + 2070) = 5980 (руб.)

Как видно из примера расчета по методу ФИФО, показатель прибыли в данном случае ниже, чем в примере со средней стоимостью. Соответственно, налог на прибыль будет меньше.

ФИФО или средняя себестоимость — что лучше?

Оба этих метода вполне рабочие. Однако ФИФО считается более точным, чем метод средней себестоимости. Особенно он выгоден в плане налогов, если цена на закупаемые вами товары постоянно снижается. Тогда стоимость списываемых товаров будет наибольшей, а остатка — минимальной. Поэтому ответом на вопрос, что лучше, ФИФО или средняя себестоимость, в большинстве случаев будет первый вариант.

Метод ФИФО в складской программе

Несмотря на то, что метод ФИФО достаточно прост по части понимания принципа его действия, каждый раз считать себестоимость вручную очень трудоемко. Особенно если у вас небольшой бизнес, а вы сами — и директор, и кассир, и бухгалтер, и главный закупщик. Гораздо проще, если вы просто вводите данные о поставках и продажах и тут же получаете результат. Именно так можно работать с сервисом МойСклад. Программа полностью автоматизирует процессы торговли и сама считает себестоимость списанных товаров по методу ФИФО. МойСклад вычисляет рентабельность для каждого товара или товарной группы, хранит и показывает текущие и исторические остатки, а также множество других данных, которые могут пригодиться. Таким образом, вы экономите время и можете быть уверены в точности тех показателей, на основе которых принимаете решения.

Учетная политика компании

Согласно законодательству, организация сама выбирает, как именно считать себестоимость товаров. Важно, чтобы метод, которым вы считаете, обязательно был отражен в учетной политике компании. Об этом говорится в 313 статье Налогового кодекса РФ, а также в пункте 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 октября 2001 г. № 119н.

Изменения в учетную политику можно вносить раз в год. То есть внести их вы можете и раньше, но действовать они по закону начнут в следующем году — в начале нового налогового периода. Учетную политику составляет бухгалтер и утверждает руководитель организации.

Для целей управленческого учета вы свободны применять любой метод расчета себестоимости. Наш совет — использовать тот же, что прописан в вашей учетной политике, — так будет меньше путаницы.

МойСклад — торговля, склад и CRM в облаке Всё, что нужно в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы,
клиенты и поставщики
Начать использовать